Исторические аспекты: салафизм и ваххабизм

Идеологические и религиозные корни ИГ и подобных ей группировок уходят глубоко в историю, практически ко временам возникновения ислама в VII веке.

Как христианство за шесть веков до этого, и иудаизм еще на восемь столетий ранее, ислам зародился в суровом племенном мире Ближнего Востока. Ни ранний иудаизм, ни ислам не допускали никаких отклонений. И тот и другой представляли собой авторитарные теократии.

Но история не стояла на месте, ислам распространялся на огромной территории, сталкивался с множеством иных культур и постепенно приспосабливался к их обычаям, верованиям и институтам. Практика ислама с неизбежностью мутировала, становилась прагматичнее и терпимее и нередко шла на уступки политическим императивам и требованиям светских правителей.

Однако всегда оставались консервативные мусульмане, видевшие в этих явлениях отход от заветов пророка и требовавшие возвращения к “чистоте” первых дней ислама. Многие из них дорого заплатили за такую позицию, но приобрели ореол мученика.

Ахмад бин Ханбал (780-855), основавший одну из главных школ суннитской исламской юриспруденции, вступил в спор с халифом багдадским из династии Аббасидов. За это его бросили в тюрьму и избили до полусмерти. Пять веков спустя другой знаменитый богослов той же ортодоксальной школы, Ибн Таймийя, умер в тюрьме в Дамаске.

Эти два человека считаются духовными прародителями позднейшего идеологического течения, получившего название “салафизм”. Оно призывало вернуться к наследию основателей ислама, которых они называли “салаф аль-салих” – праведные предки.

Самый влиятельный продолжатель этой традиции подарил салафизму свое имя – ваххабизм.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703 году в маленьком поселении в регионе Неджд в центре Аравийского полуострова.

Ревностный исламский богослов, он стремился возродить веру, как ему представлялось, в исконной чистоте и строгости. А для распространения своих идей был готов идти на альянсы с властями предержащими.

В 1744 году Абд аль-Ваххаб заключил судьбоносный союз с местным правителем Мухаммадом ибн Саудом. Ваххабизм должен был обеспечить идеологическую основу военно-политической экспансии дома Саудов к выгоде обеих сторон.

Претерпев несколько мутаций, этот альянс сохраняется по сей день и доминирует на большей части Аравийского полуострова. Правящая династия Саудовской Аравии и сегодня опирается на ультраконсервативный ваххабитский религиозный истеблишмент, несмотря на периодически возникающие из-за этого политические сложности.

Салафизм ваххабитского толка, черпающий в Саудовской Аравии политическую поддержку и миллиарды нефтедолларов, – это один из источников современного джихадизма. Джихад означает усердие на пути Аллаха. Он может принимать различные формы, но чаще всего понимается как ведение священной войны.

Мощным детонатором возрождения в ХХ в. идей исламского экстремизма, возникших в конце XI в. на территории современного Ирана (асассины), стала египетская Ассоциация «Братьев-мусульман». В 20-40-х годах прошлого столетия ее основатели и идейные вожди Хасан аль-Банна и Сейид Кутб разработали комплексную систему джихада и так называемую теорию «искусства смерти». Их теоретические разработки легли в основу современного шахидизма; ими руководствуются в повседневной жизни лидеры и наставники почти всех исламских экстремистских организаций. Отцы-основатели современного фундаментализма в корне пересмотрели понятие джихада, переведя его из плоскости личного духовного усилия верующего на пути познания Аллаха на уровень вооруженной борьбы с неверными, а более всего – со всеми инакомыслящими мусульманами. Вооруженную борьбу главные идеологи «Братьев-мусульман» расценивали не как политический экстремизм или терроризм, но как обязательную для каждого мусульманина вооруженную борьбу против неверных. Под неверными (кяфирами) они подразумевали не только немусульман, но и тех мусульман, которые обвинялись в отступничестве (куфре).

В 1966 году Кутб был повешен по обвинению в причастности к заговору “Братьев-мусульман” с целью убийства президента Гамаля Абделя Насера. Но идеи Кутба живут в 24 книгах, которые остались после него. Эти книги прочитали десятки миллионов людей. Еще живы люди, которые общались с ним лично, один из них, например, нынешний лидер “Аль-Каиды” Айман Завахири.

Один из близких к основателю “Аль-Каиды” Усамы бин Ладена как-то заметил, что “Кутб – этот тот, кто больше всех повлиял на наше поколение”. Его называют “источником всей джихадистской мысли” и “философом исламской революции”.

Но были и другие теоретики и проповедники исламистского террора. Один из них – Абу Абдулла аль-Мухаджир, чьи сочинения подвели теоретическую основу под последующие кровавые расправы игиловцев и дали религиозное оправдание самым кровавым бесчинствам, включая резню шиитов как неверных и их суннитских коллаборационистов – как отступников. Другой – Абу Бакр Наджи, написавший книгу Управление дикостью”, которая появилась в интернете в 2004 году и стала для ИГ чем-то вроде учебника. «Мы должны принять беспощадную политику зверского и натуралистичного убийства заложников, если наши требования не выполняются”, –  писал Наджи[i].

[i] Насколько известно, Наджи был убит ударом с американского беспилотника в Пакистане в 2008 году.

Ведущий научный сотрудник 2 научно-исследовательского управления (зарубежной военной истории) Научно-исследовательского института (военной истории) ВАГШ ВС РФ, полковник, в запасе Гаврилов Виктор Александрович

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *