Проблема противодействия экстремизму является одной из наиболее сложных и значимых для всего мирового сообщества: на земном шаре нет таких стран, в которых бы различного рода конфликты не имели экстремистскую направленность.

Экстремизм представляет собой реальную угрозу основам существования общества и государства, он подрывает национальную и международную безопасность. Его предупреждение и нейтрализация относятся к числу важных задач правительств многих государств, в том числе Российской Федерации и мирового сообщества в целом.

Решение этой проблемы предполагает дальнейшее концептуальное исследование экстремизма и создание системы эффективного противодействия ему с использованием приёмов и средств превентивного характера, направленных на устранение причин и условий возникновения в российском обществе признаков и действий экстремистской направленности.

В данных информационных материалах раскрывается сущность и содержание экстремизма, формы его проявления и излагаются основные направления противодействия экстремизму в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

  1. Сущность экстремизма

В обыденном понимании под экстремизмом, как правило, подразумевается определённого рода деятельность, направленную на подрыв основ существующего строя, ведущую к нарушению стабильности и равновесия сил в мире. Вместе с тем даже это предельно общее понятие не отражает всех сторон изучаемого явления. В научном сообществе также не существует единого подхода к определению понятия «экстремизм».

Одни учёные отождествляют экстремизм с терроризмом и насилием, другие считают его способом радикального отрицания общественных норм, основанным на приверженности крайним взглядам и действиям, третьи считают экстремизм противоправной деятельностью, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя государства или конституционным основам межличностных отношений.

Этим подтверждается необходимость создания единого подхода к определению понятия «экстремизм». Выработка наиболее полного и в то же время ёмкого определения не является чисто теоретической задачей. Существующее в законодательстве определение экстремизма также по нашему мнению нуждается в уточнении.

Для выработки определения экстремизма следует рассмотреть сущность и содержание этого явления.

В общеупотребительном смысле экстремизм это «приверженность к крайним взглядам и мерам». Под «взглядами» в этом определении с некоторым приближением можно понимать «идеологию, идейные убеждения, не всегда связанные с какими-либо практическими, тем более противоправными действиями». А «меры» предполагают совершение «каких-либо конкретных действий, в том числе насильственных, направленных на свержение конституционного строя или дестабилизацию ситуации в стране».

Некоторые авторы понимают под экстремизмом «деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на: ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями; установление единственной идеологии в качестве государственной; разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; отрицание абсолютной ценности прав человека». Для уголовной квалификации экстремизма, подобное распространение должно сопровождаться противоправными (экстремальными) действиями.

Например, некоторые исследователи относят к экстремизму «деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающуюся публичными насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства». Такой подход достаточно полно отражает сущность экстремизма, но и в нем есть некоторые недостатки. Остаётся непонятным словосочетание «публичное насильственное и (или) противоправное деяние». Нагромождение терминов не позволяет дать правильную оценку тому или иному действию. В то же время, исходя из данной теории, деяние, совершенное не публично, а по мотиву отрицания, скажем, конституционных прав и свобод человека, основ государственного строя, экстремизмом являться не будет.

Существует и другая дефиниция экстремизма, выработанная как на национальном, так и на международном уровне.

В 2003 году Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) дала определение этому понятию: «Независимо от своей природы экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма».

На международном уровне действует также Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.). В ней под экстремизмом понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований и участие в них (п. 3 ст. 1 Шанхайской конвенции).

Подобное определение более точно характеризует указанное правовое явление, однако в нем отсутствует упоминание на важную качественную составляющую экстремизма – экстремизма в мыслях и суждениях. Экстремизм, выраженный в мыслях и суждениях, не будет носить форму конкретных активных действий, однако общественная опасность в нем присутствует.

Применительно к национальному законодательству необходимо отметить, что определение понятия «экстремизм» рассматривается в нашей стране в двух нормативных правовых актах: в Федеральном законе Российской Федерации«О противодействии экстремизму» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ и Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 п.1 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремизму» (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ) к понятию «экстремистская деятельность (экстремизмом)» отнесены:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 № 255-ФЗ).
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии экстремизму» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ раскрыто содержание понятия экстремизм относительно практических действий, которые представляют собой экстремистскую деятельность и влекут за собой уголовную ответственность.

Вместе с тем из выше изложенного следует вывод, что суть экстремизма включает не только противоправную деятельность, но и её идеологическую основу, представляющей систему взглядов и концепций об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны или человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств (в том числе средств вооружённой борьбы) для реализации её интересов.

При этом субъектами экстремистской деятельности могут быть как отдельные люди, так и структурно оформленные и иерархически упорядоченные объединения граждан (отдельные органы государственного аппарата, политические партии, общественные движения, нелегальные организации, отдельные личности), так и стихийно складывающиеся аморфные политические, религиозно-политические, религиозно-этнические образования.

Таким образом, сущность экстремизма составляет не только экстремистская деятельность нелегитимного характера, но и совокупность взглядов, концепций экстремистской направленности, лежащих в основе этой деятельности, то есть её идеология, которая принята на вооружение субъектами экстремистской деятельности.

В этой связи, по нашему мнению, наиболее корректным является следующее определение понятия экстремизма, раскрывающее его сущность.

ЭКСТРЕМИЗМ (фр. extremisme от лат. extremus – крайний), это идеология и практика применения (экстремистская деятельность) крайних нелегитимных, противоправных, нередко насильственных методов и средств борьбы той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в интересах достижения политических, религиозных, этнических и иных целей.

Что касается насильственных методов, то к ним в первую очередь можно отнести такие как: проведение несанкционированных массовых мероприятий (митингов, демонстраций, и др.) и провокацию беспорядков, мятежи, диверсии, захват заложников, террористические акции, ведение боевых действий незаконными вооружёнными формированиями и др.

При этом наиболее радикально настроенные экстремисты как, правило, по своему убеждению отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Как уже было отмечено экстремизм, выраженный в мыслях и суждениях, не носит форму конкретных активных действий и не является составом преступлений. Но без наличия экстремистских взглядов, идей и без превращения их в личные убеждения экстремизма не может быть. Поэтому экстремистская идеология является базовым элементом экстремизма, поскольку она мотивирует экстремистскую деятельность и является основой сплочения и деятельности экстремистов и их организации. И в этом заключается опасность существования экстремистской идеологии, её распространения и внедрения в различные социальные слои общества, особенно в период социально-экономических кризисов, сопровождающихся резким падением жизненного уровня основной массы населения. В таких условиях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций по их убеждению единственной возможностью действенно повлиять на ситуацию, что не может служить ни моральным и ни юридическим основанием оправдания их экстремистской деятельности.

  1. Идеология экстремизма

Для определения сущности экстремистской идеологии недостаточно простого указания на некоторые идеи, которые можно представить в качестве общих черт и характеристик экстремизма. Вместе с тем именно этим довольно часто и ограничиваются. В качестве характеристик экстремизма обычно предлагаются такие идеи, как идея социального, расового, национального неравенства, идея физического насилия и геноцида своих социальных оппонентов.

Но не всякая идеология может быть названа экстремистской, то есть стать предметом личных убеждений и направленности личности экстремиста. Именно специфическая экстремистская идеология является первичным элементом и ключевой предпосылкой экстремизма, его ядром. Таким образом, чтобы понять сущность экстремизма, необходимо проанализировать специфику экстремистской идеологии, отличив ее от «нормальных» форм идеологии.

Зародившись на определённой почве, экстремистская идеология находит, к сожалению, очень быстро своих сторонников и единомышленников, из чего следует, что социально-психологические факторы являются ведущими в механизме детерминации экстремистской деятельности.

Экстремизмом теоретически корректно можно назвать лишь такие действия, которые не просто качественно отличаются от нормальных действий крайним антигуманизмом, но и совершаются на основании, и во имя определённой экстремистской идеологии.

В большинстве случаев под идеологией экстремизма понимают идеологию, допускающую и пропагандирующую крайние, нелегитимные, противоправные, зачастую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношение инакомыслящих.

Для того чтобы ярче выделить специфику экстремистской идеологии, необходимо рассмотреть её характерные черты или особенности безотносительно к конкретному содержанию, а также (в связи с её содержанием) проблему превращения определённой идеологии в экстремистскую.

В общем, экстремистская идеология представляет собой извращённую фантастическую программу преодоления острого конфликта между интересами определённой социальной группы и её социальных оппонентов, это неадекватная форма разрешения нетерпимого, с точки зрения экстремистов, исторически сложившегося социального положения определённой социальной группы.

Эти черты можно найти почти в любой идеологии как теоретическом выражении конкретных социально-исторических интересов определённой социальной группы, хотя и не всегда в полном наборе и не в крайней степени выраженности. Можно сказать, что любая идеология с элементами антигуманизма потенциально содержит в себе ростки экстремизма, но они не всегда достигают полного развития. Для этого требуется, чтобы эти ростки были акцентуированы, культивированы специальными идеологами и внедрены в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей. А важным условием такой подготовки является чрезвычайная экономическая или социально-политическая ситуация, угрожающая жизни и благополучию людей, из которой они не видят конструктивного выхода.

Чем более антигуманно содержание определённой идеологии как выражения в теоретической форме, в виде системы взглядов и представлений о правильном социальном устройстве, интересов и социального статуса определённой социальной группы, тем сильнее в ней потенциал экстремизма.

Чем менее связана идеология с рациональным познанием исторических законов, с социальной наукой, тем легче она переходит в экстремистскую форму.

Исходя из предыдущих рассуждений, необходимо констатировать, что экстремистской идеологией можно назвать такую форму идеологии определённой социальной группы, в которой:

  1. на уровне представлений об обществе содержатся идеи социального, расового, национального или конфессионального неравенства, доведённые до крайней степени, выражающейся в том, что только высшие социальные группы имеют право на достойное существование, а низшие группы подлежат безграничной эксплуатации, насилию и даже уничтожению;
  2. на уровне оценки существующей социальной реальности преобладает примитивная биполярная безосновательная система оценки, предполагающая деление на своих и чужих, на друзей и врагов, причём воплощением зла здесь оказывается существующая социальная система, в которой критически ущемлены права и интересы данной социальной группы, а воплощением добра оказываются любые формы борьбы с существующей социальной системой;
  3. выраженная критическая, негативная оценка существующей социальной реальности, ее противопоставление социальному идеалу, т. е. такой форме общественного устройства, в которой за счёт и в ущерб интересам всех других социальных групп наиболее полно реализованы интересы данной социальной группы; фантастический характер содержания идеала, его авторитарное обновление от лица вождя, пророка, Бога и других авторитетных сил;
  4. на уровне программы социальной деятельности экстремистская идеология предлагает обычно не такое радикальное преобразование общества, которое привело бы к исчезновению вместе с существующей системой и данной социальной группы, а такое, которое так бы модифицировало существующее общество, чтобы в нем сохранялась данная социальная группа и наиболее полно реализовались ее социальные интересы, что повторяет программу утопического социального фундаментализма или консерватизма;
  5. упрощённая форма изложения идей, целей и задач, где отсутствуют логика и развёрнутое теоретическое обоснование, которое заменяет легко усваиваемый набор догм;
  6. на уровне поведенческих норм и установок наблюдаются ориентации на действия прямого физического насилия, разрушения, физического уничтожения политических противников и институтов существующей социальной системы, доминирование нормы вседозволенности по отношению к политическим врагам.

Очевидно, что в обществе с сильной социальной дифференциацией на различные социальные, этнические, религиозные и демографические группы, между которыми существуют острые или непримиримые противоречия, а положение одних из этих групп резко ухудшается или вообще само их существование оказывается под угрозой, существует благоприятная среда для экстремизма. В этой среде появляются все выделенные нами элементы экстремистской идеологии.

Каков социальный смысл экстремистской идеологии? Ответ на этот вопрос даёт анализ ее отношения к социальной действительности.

Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей.

Таким образом, идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм.

В целом идеология экстремизма представляет собой систему идей, взглядов экстремистского характера, выражающая интересы различных субъектов социально-политических отношений, оправдывающая применение ими нелегитимного насилия и устрашения (уничтожения, разрушения) для реализации этих интересов, обосновывающая соответствующие цели экстремистской деятельности и, как правило, определяющая механизм их достижения. Идеология экстремизма может иметь относительную цельность в форме определённых теорий, учений, концепций либо являться составным элементом общих внутриполитических или внешнеполитических теорий отдельных государств, политических движений, партий, общественно-политических объединений.

Исходя из концепций и взглядов, положенных в основу экстремистской идеологии можно выделить несколько типичных видов экстремизма.

Политический экстремизм сутью, которого являются крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинении силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до применения военного насилия; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Политический экстремизм может быть присущ не только экстремистским организациям и сообществам, но и государству в его отношении к оппозиционным силам и населению страны. Поэтому определённой долей условности можно говорить об экстремизме политическом как характеристике внешней политики некоторых государств. Формы экстремистских действий отличаются многообразием и могут включать: разжигание социальной, национальной, расовой, религиозной вражды и пропаганду войны, организацию массовых беспорядков (несанкционированные митинги, демонстрации и др.), захват и удержание административных зданий, организацию и деятельность «групп протеста», физическое уничтожение политических противников, массовые репрессии по отношению к различным слоям гражданского населения, создание незаконных вооружённых формирований и участие в них, вооружённые акции, диверсии, террористические действия (акты), вооружённые восстания, военные мятежи и др.

В зависимости от мировоззренческих идеалов, социальной направленности и политических целей различают «правый» и «левый» экстремизм политический. «Правый» экстремизм берёт на вооружение лозунги защиты экономически или политически господствующего меньшинства общества, выступает за утверждение или сохранение режима, гарантирующего его интересы и привилегии. «Правый» экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д. Наиболее известными формами «правого» политического экстремизма являются фашизм, нацизм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и др., создаваемые на их основе военизированных формирования типа гитлеровских штурмовых отрядов или латиноамериканских «эскадронов смерти».

«Левый» экстремизм своей целью провозглашает построение справедливого общества, свободного от социального гнёта и неравенства. «Левый» экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию, а социалистические режимы — за предательство «дела Маркса, Ленина, Сталина, Мао», отказ от «классовой борьбы».

Его разновидности: анархизм, троцкизм, маоизм, национальный, религиозный и другой революционизм и т.д. В рамках этих течений формируются такие движения и организации, как германская «Фракция Красной армии», итальянские «Красные бригады», Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС») и др.

Обе разновидности экстремизма совершенно нетерпимы и крайне воинственны по отношению не только к своим противникам и оппонентам, но и к политически пассивным слоям и группам («кто не с нами, тот против нас»). Они направлены в одних случаях против государства, его структур и должностных лиц, имеют целью разрушение существующего политического режима, завоевание власти в стране, в других – ориентируются на сохранение и укрепление политического статус-кво, подавление какой бы то ни было оппозиции существующей власти. Этим объясняется возможность превращения «левого» экстремизма в «правый» и наоборот. Так, экстремизм германских национал-социалистов до января 1933 года был направлен на сокрушение государственного строя, а после их прихода к власти – на защиту и упрочение государственных институтов.

Крайние формы и «правого» и «левого» экстремизма составляют террористические группы и движения, в том числе международные террористические организации.

Таким образом, политический экстремизм представляет собой крайние взгляды в отношении политической системы, формы правления государства, формы государственного устройства и политического режима; допускает пропаганду насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления власти, вплоть до политического террора и военного насилия. Политический экстремизм проявляется в незаконной деятельности политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленных на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды.

Следует подчеркнуть, что понятие «политический экстремизм» относится к числу таких сложных общественных феноменов, при определении которых неизбежно возникают противоречивые мнения.

Религиозный экстремизм заключается в жёстком неприятии идей другой религиозной конфессии, агрессивное поведение по отношению к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до их физического истребления.

Под религиозным экстремизмом следует понимать социальное явление, включающее в себя следующие взаимосвязанные составные части:

  • религиозное сознание (общественное и индивидуальное), которому свойственны признаки тоталитаризации и преувеличения ценности определённой совокупности религиозных идей в ущерб всем иным религиозным и светским идеям, нигилизма – отрицания всех иных идей, в том числе религиозных, кроме одной, религиозного фанатизма – безусловного верования в истинность единственной религиозной идеи (совокупности идей) и готовности следовать ей при любых обстоятельствах;
  • религиозная идеология (религиозная доктрина), характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблем существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов из разрешения, безусловным разделением всех социальных явлений на «добро» и «зло», приданием исключительного доминирующего положения одному из аспектов бытия в ущерб всем остальным; отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей, игнорированием или принижением регулятивной значимости любых социальных, в том числе правовых норм, не соответствующих объявленной истинной религиозной доктрине;
  • деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашённой единственно истинной;
  • организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты) по типу террористических организаций «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «База» («Аль-Каида»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») и др.

Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена наличием противоречий во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств.

Опасность религиозного экстремизма усиливается с нарастанием религиозной экспансии со стороны ряда иностранных государств, которая приводит к значительному росту новых религиозных движений и созданию новых религиозных экстремистских сообществ. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.

Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.

Серьёзную угрозу национальной безопасности и существенным фактором, дестабилизирующим социально — политическую обстановку является деятельность религиозных объединений экстремистского толка.

Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта:

  • распространение среди определённой части населения Российской Федерации деструктивной религиозной идеологии (например, идеологии исламизма3);
  • создание благоприятных условий для ведения террористической деятельности на территории Российской Федерации.

С учётом сложившейся социально — политической, экономической, территориально — демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма:

  1. усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодёжного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия.
  2. использование нетрадиционных форм вербовки населения (Интернет, социальные сети и др.), в особенности представителей мусульманской конфессии, и пропаганды идей религиозного экстремизма путём создания различного рода клубов, сбора пожертвований от физических и юридических лиц через сеть абонированных почтовых ящиков.
  3. распространение идей религиозного экстремизма на уровне межрегиональных связей путём использования туристических групп и паломников под видом пропаганды веротерпимых религий.
  4. дальнейшее усиление и последующее использование международной финансовой помощи для осуществления материального обеспечения деятельности экстремистских религиозных организаций на территории Российской Федерации.
  5. нарастание интенсивности акций по разжиганию религиозной ненависти, розни и вражды с использованием средств печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (Интернет и др.), в том числе в провокационных целях.
  6. усиление в регионах идей этнического сепаратизма в связи с разжиганием религиозной ненависти, розни и вражды внутри религиозных конфессий.

Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращённых духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама – «ваххабизм».

Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодёжи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России.

В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодёжи» и «лагеря исламской молодёжи», где членами запрещённых в Российской Федерации международных террористических и экстремистских организаций («Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Исламское государство» и д.р.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама.

Представляют опасность попытки экстремистов расширить своё влияние, прежде всего за счёт молодёжи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры (Турция, Египет, Саудовская Аравия, Катар, Объединённые Арабские Эмираты и др.), подконтрольные международным террористическим и экстремистским организациям. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами.

Националистический (этнический) экстремизм представляет собой — радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению не титульного населения; агрессия, в крайних формах — терроризм и геноцид в отношении людей иной этнической группы.

Поскольку Российская Федерация является многонациональным государством, которое, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада и распространение идей сепаратизма.

Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иной этнической принадлежности, вышли за рамки частных случаев и стали государственно — значимыми негативными антиобщественными и антигосударственными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российской Федерации, но и всего человечества. Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу.

Молодёжный (подростково-молодёжный) экстремизм представляет собой взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определённых молодёжных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Исследование сущности, видов, форм проявления экстремизма в молодёжной среде имеет важное значение для предупреждения правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений в современных условиях. Появление в Российской Федерации неформальных объединений экстремистской направленности и активизация их деятельности представляют угрозу интересам безопасности России.

Внедрение экстремизма в молодёжную среду в настоящее время приобрело значительные масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций. Молодёжь в силу природных и социальных особенностей молодёжного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение.

Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей.

Неформальные объединения возникают на основе субъективных по­требностей, интересов и стремлений индивидов. Интерес может быть на­столько специфический, индивидуальный или извращённый, не нашедший поддержки в существующих структурах, который и не позволяет сгруппи­ровать много людей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодёжи, ее эталоном, нормой поведения. Система норм и ценностей, которая не фиксируется в уставах и инструкциях, отличающих группу (объединение) от других формирований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Неформальные молодёжные объединения в большинстве своём немногочисленны (от 10 до 30 человек), однако при проведении музыкальных, спортивных и т.п. мероприятий их численность резко возрастает. Состав их смешанный по возрасту и полу, большую часть составляют юноши.

По степени общественной опасности или полезности молодёжные неформальные движения (субкультуры) условно разделяются на радикальные (экстремистские), агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В случаях, когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение производится исходя из приоритетного вектора движения. В то же время некоторые движения могут классифицироваться сразу по нескольким категориям, например, агрессивные формирования часто могут являться и социально опасными.

Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следовательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной организации, как бы «встроены» в неё. Неформальность — ещё не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий.

Экстремистская деятельность молодёжных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т.д.

Отсюда и виды экстремистски настроенных молодёжных неформальных объединений: совершающие противоправные действия в политических целях — политические, экономических целях — социально-ориентированные, по религиозному и духовному признаку — религиозные, по мотивам национальной вражды и ненависти — национальные, экологические, культурологические и это не единственные разновидности групп. Провести чёткую грань между вышеуказанными видами очень сложно, так как они могут, действовать в совокупности и усиливать друг друга.

Анализ проявления экстремизма в молодёжной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создаёт угрозу общественной безопасности и в целом национальной безопасности Российской Федерации. Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодёжных объединений (футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево – и праворадикальных элементов), вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение социально-политической обстановки в региональном или государственном масштабе.

Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы. Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения. Отмечается тенденция консолидации разрозненных групп болельщиков, скинхедов и представителей национально – радикальных структур.

В настоящее время неформальные молодёжные группировки можно условно разделить на несколько групп:

  1. фанаты спортивных команд;
  2. группировки националистического толка (в том числе скинхеды);
  3. прозападные поклонники различных музыкальных направлений (панки, реперы и т.п.);
  4. поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы и т.п.);
  5. леворадикальные группировки.

В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодёжи в экстремистские организации и движения. Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне (нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием). Именно молодёжь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию

Как результат следует отметить дезориентацию определённой части молодёжи, которой характерны бездуховность, отсутствие чётких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за её судьбу.

Практически все организации экстремистской направленности так или иначе стремятся использовать несовершеннолетних граждан в своих интересах: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе.

  1. Причины возникновения экстремизма

В интересах противодействия угрозам экстремизма необходимо понимать и своевременно вскрывать причины возникновения экстремизма.

Очевидно, причины экстремизма носят комплексный характер и присущи не только государству или к какой-либо социальной общности, но и отдельным индивидам.

В этой связи целесообразно в первую очередь рассмотреть причины социально-психологического характера, которые, как правило, обусловлены особенностями мировоззрения личности, разделяющей и отстаивающей взгляды экстремистской направленности.

Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Интеллектуальная ограниченность рождает ощущение того, что «только Я и моё сообщество являются обладателями абсолютной истины», которая ви­дится закрытой и окончательной («Есть два мнения: моё и неправильное» – типичный девиз низко развитого интеллектуально человека). Чем выше че­ловек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента — признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.

Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других. Он привык винить всех за свои неудачи, а недо­статок творческих и интеллектуальных способностей компенсирует грубо­стью, агрессивными выпадами, угрозами, применением насилия.

Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но чтобы сильнее по­чувствовать принадлежность к «своим».

Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого («Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т.д.). Психологически это срабатывает как способ защиты и самоо­правдания от собственных неудач. Если это состояние дополняется соци­ально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии вплоть до экстремизма могут развиваться в ещё более явной степени.

По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентации и, опираясь на способность к сохранению нервно-психического равновесия в са­мых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека.

Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям. Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться (например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то) и в то же время, с другой – сохранить приверженность своим собственным убеждениям. Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью.

Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой.

Экстремизм и ксенофобия (или фобии) связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т.е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов («кавказцев», «южан», «инородцев»).

Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.

Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности».

Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены (военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов).

На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий.

На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т.н. «кризис идентичности», связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии.

«Кризис идентичности» порождает негативную этническую консолидацию (объединения этнических и религиозных групп по принципу «против»). Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии.

Ксенофобия – неприязнь, враждебность и страх по от­ношению к другим, непохожим на тебя, отдельным людям и целым груп­пам. Её психологическая функция – защита от других, ее цель – изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия – центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Ксенофобия также удобное орудие манипуляции, которым успешно пользуются националистические движе­ния. В кризисных ситуациях в обществе она приобретает массовый харак­тер и самые различные формы, например, этнофобий (антисемитизм, кавказофобия, русофобия, цыганофобия и др.), религиозных фобий или фобий по отношению к различным социальным группам (например, мигрантофобия). Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида.

Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм.

Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия (в тех или иных формах). Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем – автоматически (неосознанно), и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы (при декларировании успешности действий по всем названным направлениям) на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении (как распущенность и потакание низменным инстинктам), политическая и правовая неграмотность граждан – становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе.

Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами.

Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни (особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур). Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию.

В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов.

Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу.

Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. XX в. в основном в среде молодёжи из малообеспеченных семей, которая под лозунгами борьбы за «чистоту нации», «освобождение русского народа» и т.д., объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом.

В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков.

Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры.

Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени.

Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что с 1991 года на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антиэмигрантские настроения.

Кроме того, продолжает иметь место проблема нелегальной и неконтролируемой миграции, которая создаёт дополнительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Собственно угроза создаётся тем, что из-за несовершенной нормативной и правовой базы Россия может стать прибежищем и настоящим отстойником для многих приверженцев экстремизма из стран ближнего и дальнего зарубежья, получивших подготовку на своей родине. Бывшие боевики или члены международных террористических организаций и их пособники, скрываясь в России, оказывают существенное влияние на состояние государственной и общественной безопасности страны. При этом некоторые правящие режимы на постсоветском пространстве стимулируют миграционный процесс, который зачастую носит нелегальный и неконтролируемый характер. Таким путём они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения, а за счёт значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания. В настоящее время на территории Российской Федерации находятся несколько миллионов человек, имеющих статус трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и других государств из ближнего зарубежья. Безусловно, деятельность трудовых мигрантов в рамках установленных квот с соблюдением установленных юридических норм в настоящее время востребована и отвечает интересам Российской Федерации. Но, к сожалению, наряду с законопослушными иностранными гражданами в страну нелегально прибывают и лица с криминальным прошлым или являющиеся членами экстремистских сообществ или террористических организаций. В этой связи правовая и организационная неурегулированность процесса миграции, а также недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к этому явлению, формируют значительный потенциал угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, основные причины экстремизма в Российской Федерации, обусловлены наличием ряда наиболее значимых факторов, которые можно разделить на три группы:

  1. I. Социально-экономические:

значительная дифференциации населения по уровню доходов и социальное расслоение российского общества, что, в свою очередь, порождает формирование у малоимущей части населения чувство социальной несправедливости;

высокий уровень безработицы, особенно среди молодёжи, представители которой довольно легко попадают под влияние радикальных политических и религиозных течений.

  1. II. Идеологические:

размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей10 путём внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры);

осуществление деструктивного информационно-психологического воздействия на население страны, пропаганда через СМИ и Интернет вседозволенности и насилия;

возможность практически бесконтрольного использования новых информационных технологий (Интернет-ресурсы экстремистской направленности, социальные сети, мобильная связь) для пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости;

возможность бесконтрольного использования нелегитимных технологий управления и манипуляции поведением человека и социальных сообществ;

деятельность различных политических, религиозных, неправительственных организаций проводящих активную легальную и нелегальную идеологическую работу экстремистского содержания с различными слоями населения;

резкое снижение в 90- е гг. ХХ столетия роли воспитательной функции в сфере образования Российской Федерации (прежде всего, в образовательных организациях — общеобразовательных, профессионального образования и высшего образования);

утрата эффективного идеологического воздействия на молодёжь, что приводит к формированию широкого спектра молодёжных субкультур, в том числе и деструктивной направленности.

III. Миграционные:

увеличение миграционных потоков с последующим компактным расселением вновь прибывших мигрантов и наличием определённых проблем их адаптации к новой среде;

наличие нелегальной и неконтролируемой миграции, прежде всего, из государств ближнего зарубежья;

изменение этнического и конфессионального состава населения, особенно в крупных городах, и, как следствие, рост напряжённости в межнациональных и межрелигиозных отношениях.

Отдельно необходимо остановиться на проблеме распространения экстремистских взглядов и идей через сетьИнтернет как наиболее актуальный и быстроразвивающийся сектор, используемый для пропаганды радикальных идей экстремистской направленности. Несмотря на явно активизировавшуюся в последнее время работу органов власти по данному направлению кибер-пространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма в целом, а учитывая интерес молодёжи к новым информационным технологиям – и молодёжного в частности. Эта среда в незначительной степени подвержена оперативной цензуре, любой ресурс здесь может быть в любой момент перемещён на новое место, и, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически.

Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах общенациональных газет и телеканалов, не срабатывает столь же эффективно в кибер-пространстве. Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей.

Таким образом, в настоящее время кибер-пространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы.

При этом ресурсы, проповедующие радикальные идеи, имеют очень широкую аудиторию и не только в регионах, где они физически расположены. Анализ посещаемости сайтов показывает, что из всех представленных идеологических направлений у молодёжи наиболее велик интерес к праворадикальной идеологии. Некоторые сайты экстремистской направленности по числу посетителей могут конкурировать с сайтами официальных молодёжных организаций, опирающихся на мощный административный ресурс.

«Кибер-экстремизм» является важным фактором культивирования как латентного экстремизма, так и средством организации и мобилизации прямых экстремистских действий, а также функционирования экстремистских виртуальных организаций (в данной ситуации показательным является пример антиглобалистов). Кибер-пространство позволяет получить беспрецедентную степень свободы в выборе объектов экстремистских действий и культивирования объектов ненависти.

  1. Экстремизм — угроза национальной безопасности Российской Федерации

Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьёзным фактором дестабилизации социально – политической ситуации в Российской Федерации и представляет собой угрозунациональной безопасности Российской Федерации.

Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации исходят от всех разновидностей экстремизма и проявляются различных формах, к которым относятся:

  1. пропаганда идей экстремизма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
  2. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  3. создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности;
  4. публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
  5. создание незаконных вооружённых формирований;
  6. деятельность экстремистских и террористических организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путём завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  7. деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «бархатных революций», «цветных революций», «арабской весны» и др. «революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  8. преступная деятельность физических или юридических лиц по финансированию экстремистского сообщества или экстремистской организации;
  9. деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии экстремизма, в том числе фашизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  10. преступные посягательства со стороны экстремистских организаций, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности.

Важнейшим условием повышения эффективности противодействия экстремизму и терроризму является разработкаобщегосударственной комплексной программы, включающей не только правоохранительный, но и политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, пропагандистский, информационный, силовой, специальный (оперативный, розыскной, технический, охранный) и другие аспекты по устранению социальных условий, способствующих развитию различных видов экстремизма с учётом их типологии, форм проявления, а также мониторинга текущего состояния и прогнозирования развития экстремизма.

Для решения данной задачи необходима концептуально обоснованная, многоуровневая система мерпредупреждения экстремизма и терроризма, которая должна обеспечить:

В политической сфереобеспечение удовлетворённости граждан степенью защищённости своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств, за счёт:

  • совершенствования защиты прав и свобод граждан путём развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;
  • укрепления национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • укрепления и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечения национальной, религиозной, расовой терпимости, воспитания взаимного уважения народов Российской Федерации, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей;
  • совершенствования миграционной политики, исключающей нелегальное и неконтролируемое пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации;
  • совершенствования государственной системы выявления, предупреждения террористической деятельности, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных видов экстремизма;
  • создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодёжную и национальную политику;
  • осуществления контроля в информационной сфере и недопущения распространения продукции экстремистского содержания.

В социальной сфереповышение качества жизни населения и исключение проживания граждан Российской Федерации за чертой бедности, за счёт:

  • устранения критической дифференциации населения по уровню доходов;
  • сокращения бедности, в том числе путём достойного пенсионного обеспечения, социальной поддержки малоимущих категорий граждан;
  • обеспечения поддержки трудовой занятости населения, в том числе за счёт создания высокоэффективных рабочих мест, особенно для квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена;
  • снижения уровня безработицы, особенно среди трудоспособной молодёжи, в том числе за счёт развития индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
  • обеспечения доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг;
  • обеспечения доступности медицинской помощи и реализации гарантий её оказания всем категориям граждан Российской Федерации не зависимо от места их проживания и социального положения;
  • совершенствования системы социального обслуживания населения.

В сфере образованияобеспечение подготовки ответственных и образованных граждан России, обладающих высокой квалификацией, за счёт:

  • повышения роли образовательных организаций всех видов и уровней в воспитании молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии;
  • создания равных условий на всей территории Российской Федерации для получения общедоступного, бесплатного и качественного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях;
  • расширения возможности обучения граждан в образовательных организациях среднего профессионального обучения, в интересах значительного увеличения численности высококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

В сфере культурыобеспечение консолидации гражданского общества вокруг общих ценностей, за счёт:

  • мер по сохранению и приумножению традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности;
  • мер по сохранению и развитию общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны.

Заключение

Экстремистская деятельность по своей сути преступна, она противозаконна в любых её проявлениях.

Особенностями современного экстремизма являются: возросший профессионализм, высокая организованность; многообразие приёмов, усиление жестокости действий радикальных сил; использование в борьбе новейших достижений науки, самого современного вооружения, боевой техники и технологий; расширение информационных, тактико-стратегических, финансовых, идеолого-психологических и иных связей различных экстремистских сообществ и групп, как в масштабах отдельной страны, так и на мировой арене; стремление добиться общественного и международного резонанса; применение разнообразных способов запугивания населения и правительств различных стран; широкое использование военных средств и методов. Экстремизм зачастую провоцируется и используется внешними силами как орудие всестороннего ослабления реального или потенциального политического соперника.

Социальную базу экстремизма составляют обездоленные слои общества, маргинальные (утратившие прежние социальные связи и не приспособившиеся к новым условиям) группы населения, а также люди с повышенными социальными, корпоративными, клановыми и т.п. притязаниями.

Формированию экстремистских настроений способствуют: экономические кризисы, в наибольшей степени ущемляющие интересы мелких предпринимателей, интеллигенции, лиц свободных профессий; массовая безработица среди потенциально активных слоёв населения; маргинализация социальных структур; социальная и материальная поляризация общества; нарастающее отчуждение масс от процесса принятия и реализации политических решений, их убеждение в невозможности легального и эффективного участия в политической жизни и др.

Наиболее важным направлением противодействия экстремизму, по нашему мнению, является сохранение социального единства общества на основе обеспечения высокого качества жизни населения России, укрепления и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Разработал генерал-майор запаса В.П.Кужеев

Информационные материалы основываются на следующих источниках:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г.).
  3. О противодействии экстремистской деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017).
  5. Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе. Резолюция ПАСЕ 1344 (2003).
  6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001).
  7. Давыдов Д. Г. Причины молодёжного экстремизма и его профилактика в образовательной среде//Социология образования. — 2013. — № 10. — С. 4-18.
  8. Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Характеристика экстремизма в молодёжной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса)//Психологическая наука и образование: Электронный ресурс. — 2014. — № 1. — ISSN 2074-5885.
  9. Арчаков М. К. Психологические особенности политического экстремизма // Власть. — 2010. — № 12. — С. 71—74.
  10. Фридинский С. Н. Некоторые проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации // Право и безопасность. — 2006. — № 4-2 (18-19).

 

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ